Всем привет!!!!

Приветствую всех, кто зашел сюда!!!
Этот блог создан для коллег, учителей русского языка и литературы, для учеников и их родителей.

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе


1. Задания олимпиады (10 класс)
 Задания Олимпиады

Задание № 1

Укажите ударение в словах и словосочетаниях (косая черта после ударной гласной). Если есть различия в значении или стилистической окраске вариантов, назовите их.
автаркия
апоплексия
асимметрия
афиняне
винокурение
джерси
дискант
диспансер
завсегдатай
знамение
иероглиф
икра
икры
иначе
индеветь
искристый
маркер
маркетинг
маркировать
медресе
некролог
плесневеть
полиграфия
ржаветь
слоган
факсимиле
филистер
филокартия  


(Каждый правильный ответ - 0,5 балла. При указании различий, которыми характеризуются варианты, - 1 балл за правильный ответ.)

Задание № 2
Укажите ударения (косая черта после ударной гласной) и расставьте точки над ё в именах литературных персонажей. Назовите произведения.
Агамемнон
Анджело
Аника-воин
Кабаниха
Макбет
Подколесин
Роланд
Фигаро          


(По 0,5 балла за каждый правильный ответ, по 0,5 балла за каждое названное произведение.)

Задание № 3
Перед вами список, состоящий из фамилий и псевдонимов русских писателей. Сколько лиц упомянуто? Расставьте, где нужно, ударения (косая черта после ударной гласной), поставьте точки над ё.
Акунин
Ахматова
Белый
Бугаев
Гликберг
Горький
Казак Луганский
К. Р.
Лотарев
Надоумка
Надеждин
Пешков
Северянин
Черный
Чехонте
Чхартишвили           


(По 0,5 балла за каждый правильный ответ, 5 баллов за правильно названное число лиц.)

Задание № 4
Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов:
академичный - академический
антимония - антиномия
аутентичный - аутентический
временной - временный
безыскусный - безыскусственный
вдохновение - вдохновенность
досадный - досадливый
комфортный - комфортабельный
масленый - масляный
экономный - экономичный - экономический    

(По 1 баллу за каждую правильно описанную пару слов.)

Задание № 5
К выделенным прилагательным подберите как можно больше антонимов. Приведите примеры пословиц и поговорок с этими словами на основе антонимии.
Легкий
Тихий
Плохой
Прямой
Глубокий      


(По 0,5 балла за каждый антоним, по 1 баллу за каждую пословицу.)

Задание № 6
Найдите стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте. Определите стилистическую принадлежность текста и его жанр.
                                  
Прекрасным утром третьего дня я, Студентов Петр Трофимович, опоздал на лекцию профес. Мармышкина. В начале лекции был произведен опрос на предмет выяснения отстутствующих. Я был отмечен в качестве отсутствующего, и, следовательно, лишен стипендии в размере 500 рубл.
Причиной моего опоздания стали автоматизированные двери поезда в метро, в связи с которыми полы моей верхней одежды (пальто демисизонное, фабрика «Красная Швея») были прещемлены. В результате того, что двери не открывались с необходимой для вытаскивания пальто стороны я вынужден был проехать мимо нужной мне станции метро.
Виновником произшедшего прошу считать работников метрополитена, не починивших кнопку, по которой я пытался попросить машиниста открыть мне двери, а также неизвестного мне гражданина в кожаной куртке, насильно впихнувшего меня в вагон, а пальто мое и не подумавши впихнуть.
Чаю, что мне возвратят положенную стипендию. Спасибо большое за понимание.

                                                                                                                   (Студентов П.Т.)

(По 0,5 балла за каждую найденную ошибку. 2 балла - за определение стиля и жанра.)

Задание 7
Расставьте знаки препинания.
       1. Каждое воскресенье после обедни по Соборной улице ведущей к выезду из города направляется маленькая женщина в трауре в черных лайковых перчатках с зонтиком из черного дерева. 2. Он совершенно сыт но отец уже надевает полушубок пора идти на базар в трактир завтракать. 3. Мы рядом близко друг к другу стояли у окна в которое свежо пахло водой и городской мокрой пылью и казалось только смотрели и слушали с пристальным волнением. 4. Комната и сад уже потонули в темноте от туч в саду за открытыми окнами все шумело трепетало и меня все чаще и ярче озаряло быстрым и в ту же секунду исчезающим зелено-голубым пламенем. 5. И когда наконец рассвело послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно совсем не так как всю ночь мерещилось что кто-то подъехал что раздаются чьи-то глухие голоса а затем торопливый зловещий стук в окно. 6. И с этой полевой нескладностью с лаптями и полушубком никогда не сходившим с плеч странно сочеталось благообразие небольшая лысеющая со лба в длинных легких волосах голова изможденное лицо с тонким сухим носом жидко-голубые глаза и узкая седеющая борода не скрывающая сухой челюсти. 7. Растворяя двери из комнаты в комнату он залезал на табурет и задирал сверху вниз засиженные мухами отставшие от стен обои с треском и шумом падали на пол огромные куски их с исподу покрытые известкой и сухим клейстером. 8. По ночам особенно в грозу когда бушевал под дождем сад поминутно озарялись в зале лики образов раскрывалось распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо а потом в темноте с треском раскалывались громовые удары по ночам в доме было страшно. 9. В Петровки доев последнюю корку занятого с великим трудом хлеба решилась она наконец побывать в Ланском повидаться с сыном проведать его а главное хоть малость подкрепиться. 10. Казалось что нет да никогда и не было времени ни деления его на века на годы в этой забытой или благословенной Богом стране.
                                                                                                             (по И. А. Бунину)


(По 1 баллу за каждое правильное предложение. )

Задание № 8
Подберите эпитеты к следующим словам. Обоснуйте употребление выбранных эпитетов. Обоснованием может служить ссылка на употребление данных эпитетов в произведениях художественной литературы.
                       
поле
сад
ветер
ночь
туча   
(По 0,5 балла за каждый эпитет.)
Задание № 9
По отношению к каким лицам можно применить следующие обращения:
                       
Барин
Барышня
Братия и сестры (братья и сёстры)
Брат
Ваше Высочество
Ваша Светлость
Ваше Благородие
Ваше Сиятельство
Ваше Превосходительство
Ваше Высокопревосходительство
Ваше Святейшество
Ваше Высокопреосвященство
Ваше Преосвященство
Ваше Высокопреподобие
Ваше Преподобие
Государь мой
Гражданин
Кум
Мадам
Маэстро
Милостивый государь
Начальник
Товарищ
Шеф   

(По 1 баллу за правильное описание каждого обращения.)

Задание № 10
Напишите миниатюру на заданную тему в художественном стиле.
                       
            Тема – «Встреча».   


(До 20 баллов за миниатюру.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий